Джон Донн (1572-1631)




   У истоков английской поэзии XVII века, поэзии барокко, стоял великий Джон Донн. Он освободил английское стихосложение от власти канонов и стереотипов, подчас чужеземных, и создал новую поэзию, основанную на самопознании и самоуглублении с помощью стиха. Во многих отношениях Джон Донн был продолжателем Шекспира в области лирической поэзии. Он родился в католической семье (его мать была внучатой племянницей Томаса Мора), учился в Оксфорде, затем в Кембридже, хотя не смог получить диплом (надо было перейти в англиканскую церковь). Затем изучал право в корпорации Линкольнз-Инн , но не стал ни учёным, ни законником, и в 1596 году с известным лордом Эссексом прнял участие в военной морской экспедиции против испанцев. После Донн устроился секретарём у Томаса Эджертона, хранителя Большой печати.
   В 1601 г. Донн принимает англиканское вероисповедание, избирается в Парламент. Однако, женившись без разрешения на племяннице Эджертона Анне Мор, Донн потерял хорошую должность, мало того, отец Анны добился его заключения в тюрьму. Освободившись из тюрьмы, Донн вместе с женой поселяется в имении ее родственников в графстве Сёрри. Десять лет Донн жил в бедности, сочиняя стихи. В 1611 Донн пишет "Анатомию мира", в 1612 - "Развитие души". В это же время поэт, стремясь поправить свое материальное положение, создает антикатолическое произведение Ignatius his Conclave. Наконец, по личному настоянию Якова I, в 1615 году Джон Донн принял сан священника англиканской церкви. Его семья быстро растет - в течение нескольких лет у Анны практически ежегодно рождается по ребенку. В 1617 Анна умирает, и с этого времени тон произведений Донна мрачнеет. В 1621 году он стал настоятелем собора Св. Павла, завоевав славу одного из лучших проповедников того времени. А под конец жизни в 1630 году Донн становится епископом.
   Джон Донн почти не печатал своих стихов. Первый сборник его произведений вышел уже после его смерти в 1633 году. Джон Донн бесспорный глава английской школы "поэтов-метафизиков". Джон Донн не добивался мелодичного звучания стиха. Он сам назыывал свою поэзию "грубой и дикой". Но Его стих обладал какой-то особенной внутренней силой. Джона привлекали сложные чувства, муки и противоречия любви, страдания, смерть и её философский смысл, переплетение и внутренняя борьба эмоций. Поэзия Джона Донна строится больше не не логических образах, а на смене различных настроений, переживаний и мыслей. И если в своей ранней и зрелой лирике Донн самым тесным образом связан с общеевропейским маньеризмом, пришедшим на смену идеалам Возрождения, то его поздняя лирика - "Священные сонеты", написанные под влиянием книги главы ордена иезуитов Игнатия Лойолы "Духовные упражнения", и в особенности гимны, с их спокойствием и умиротворенностью, находятся в русле барочной поэтики.

Музыка: Клаудио Монтеверди (1567 - 1643) "Altri canti d'Amor"

© sequenced by Alexa