Бен Джонсон (1572-1637)



   Некоторые замечательные английские поэты творили на стыке XVI и XVII веков. Образование и первые навыки мастерства они получили ещё в "елизаветинскую" эпоху, но расцвет их творчества пришёлся на первые годы правления короля Иакова I . В своём творчестве они несколько отошли от канонов и поэтической манеры, свойственной Возрождению. Это сказалось, прежде всего, в отказе как от ренессансных поэтических форм (например "сонет"), так и от выражения идеалов Возрождения, радостного, мощного, впервые вырвавшегося на свободу духа. Поэзия и драматургия становятся более камерными, более манерными, предпочтение отдаётся больше отточенности формы, нежели глубине содержания.
   Бен Джонсон (Ben Jonson) родился 11 июня 1572 года, когда отец его, священнослужитель, скоропостижно скончался. Получив образование в Вестминстерской школе, он сначала торговал вместе с отчимом, затем сражался во Фландрии против Испании, а вернувшись в Англию в 1594 году, женился. Судьба здорово поиграла с Беном: став актёром и драматургом в театре Филипа Хенслоу (Henslowe), Джонсон как и Марло, буянил и бретёрствовал. Сначала его посадили из-за причастности к сатире "Остров собак", запрещённой властями, а затем, после убийства на дуэли актёра Габриэля Спенсера, он избежал виселицы только после вмешательства духовенства. Имущество его было конфисковано, а сам он был выпущен на свободу с отметкой каторжника на большом пальце. Пьесы и комедии Бена Джонсона начинают пользоваться известностью, он становится знаменитым, критикуя и высмеивая при этом своих соратников по перу. Его трагедия "Сеян", основанная на событиях Римской истории и раскрывающая суть диктатуры, вызвала недовольство властей, которые обвинили его "в папизме и в измене" и заключили в тюрьму. Однако слава Бена Джонсона как драматурга и поэта продолжает расти. Он пишет комедии-маски для двора Иакова I и цикл своих известнейших пьес. В 1616 году Бен Джонсон стал поэтом-лауреатом и получил приличную пенсию, позже его избрали почётным доктором Оксфордского Университета.
   В последние годы жизни его тесной толпой окружали ученики, почитатели, друзья, а благодаря королю он получил обеспеченность и комфорт. Вокруг Бена Джонсона сплотились поэты нового поколения - Роберт Геррик, Томас Кэри, Джон Саклинг и Ричард Лавлейс (Robert Herrick, Thomas Carew, Sir John Suckling, and Richard Lovelace). Молодежь училась у него большему, чем литература и поэзия, она училась у него понимать высокое звание поэта и его жизненного поведения. Джонсон умер 6 августа 1637 года, а через три дня после смерти его тело было перенесено с великой торжественностью в Вестминстерское аббатство. Будучи преимущественно драматургом, Бен Джонсон опубликовал так же много стихов, которые отличаются лиризмом, глубиной чувства, высоким мастерством. У Бена были трогательные отношения с дочерью Филипа Сидни - графиней Ретлэнд (Rethland). Литературный салон леди Бэдфорд (Badford) и замок дочери Сидни находили своё дополнение в загородном поместье лорда Рат (Rath), женатого на племяннице Сидни - леди Мэри. Здесь Джонсон гостил подолгу и сюда же посылал свои стихи, полные тонких описаний красивого пейзажа и преклонения перед хозяйкой. Однажды на поэтической встрече в салоне графини Пемброк, молодой лорд Пемброк, сын Мэри Герберт, высказал мнение, что "женщины - тень мужчин". Графиня Пемброк обратилась в третейский суд к Джонсону, тот немедленно подтвердил мнение хозяина и дама предложила в наказание изложить это мнение стихами, что и было исполнено к общему удовольствию всех троих.

Музыка: Жиль Фарнаби (ок.1560 - 1640) "Пьеса для 2-х вёрджинелов, fv55"

© sequenced by Austen Redman