Н екоторые замечательные английские поэты творили на стыке XVI и XVII веков. Образование и первые навыки мастерства они получили ещё в "елизаветинскую" эпоху, но расцвет их творчества пришёлся на первые годы правления короля Иакова I . В своём творчестве они несколько отошли от канонов и поэтической манеры, свойственной Возрождению. Это сказалось, прежде всего, в отказе как от ренессансных поэтических форм (например "сонет"), так и от выражения идеалов Возрождения, радостного, мощного, впервые вырвавшегося на свободу духа. Поэзия и драматургия становятся более камерными, более манерными, предпочтение отдаётся больше отточенности формы, нежели глубине содержания.Бен Джонсон (Ben Jonson) родился 11 июня 1572 года, когда отец его, священнослужитель, скоропостижно скончался. Получив образование в Вестминстерской школе, он сначала торговал вместе с отчимом, затем сражался во Фландрии против Испании, а вернувшись в Англию в 1594 году, женился. Судьба здорово поиграла с Беном: став актёром и драматургом в театре Филипа Хенслоу (Henslowe), Джонсон как и Марло, буянил и бретёрствовал. Сначала его посадили из-за причастности к сатире "Остров собак", запрещённой властями, а затем, после убийства на дуэли актёра Габриэля Спенсера, он избежал виселицы только после вмешательства духовенства. Имущество его было конфисковано, а сам он был выпущен на свободу с отметкой каторжника на большом пальце. Пьесы и комедии Бена Джонсона начинают пользоваться известностью, он становится знаменитым, критикуя и высмеивая при этом своих соратников по перу. Его трагедия "Сеян", основанная на событиях Римской истории и раскрывающая суть диктатуры, вызвала недовольство властей, которые обвинили его "в папизме и в измене" и заключили в тюрьму. Однако слава Бена Джонсона как драматурга и поэта продолжает расти. Он пишет комедии-маски для двора Иакова I и цикл своих известнейших пьес. В 1616 году Бен Джонсон стал поэтом-лауреатом и получил приличную пенсию, позже его избрали почётным доктором Оксфордского Университета. В последние годы жизни его тесной толпой окружали ученики, почитатели, друзья, а благодаря королю он получил обеспеченность и комфорт. Вокруг Бена Джонсона сплотились поэты нового поколения - Роберт Геррик, Томас Кэри, Джон Саклинг и Ричард Лавлейс (Robert Herrick, Thomas Carew, Sir John Suckling, and Richard Lovelace). Молодежь училась у него большему, чем литература и поэзия, она училась у него понимать высокое звание поэта и его жизненного поведения. Джонсон умер 6 августа 1637 года, а через три дня после смерти его тело было перенесено с великой торжественностью в Вестминстерское аббатство. Будучи преимущественно драматургом, Бен Джонсон опубликовал так же много стихов, которые отличаются лиризмом, глубиной чувства, высоким мастерством. У Бена были трогательные отношения с дочерью Филипа Сидни - графиней Ретлэнд (Rethland). Литературный салон леди Бэдфорд (Badford) и замок дочери Сидни находили своё дополнение в загородном поместье лорда Рат (Rath), женатого на племяннице Сидни - леди Мэри. Здесь Джонсон гостил подолгу и сюда же посылал свои стихи, полные тонких описаний красивого пейзажа и преклонения перед хозяйкой. Однажды на поэтической встрече в салоне графини Пемброк, молодой лорд Пемброк, сын Мэри Герберт, высказал мнение, что "женщины - тень мужчин". Графиня Пемброк обратилась в третейский суд к Джонсону, тот немедленно подтвердил мнение хозяина и дама предложила в наказание изложить это мнение стихами, что и было исполнено к общему удовольствию всех троих.
Музыка: Жиль Фарнаби (ок.1560 - 1640) "Пьеса для 2-х вёрджинелов, fv55"
|